Ниббана сута
Я слышал, что однажды почтенный Шарипутра жил недалеко от Раджаграхи в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике. Там он сказал монахам:
-- Это Освобождение (нирвана) приятно, друзья. Это Освобождение приятно.
Когда это было сказано, почтенный Удайин сказал почтенному Шарипутре:
-- Но мой друг, что приятного там, где ничего не чувствуется?
-- Именно это здесь и приятно, мой друг: что ничего не
чувствуется. Есть пять составляющих чувственности. Какие именно пять?
Формы, сознаваемые с помощью зрения – милые, приятные, очаровательные,
привлекательные, вызывающие желание, соблазнительные; звуки… запахи…
вкусы… тактильные ощущения, сознаваемые с помощью тела – милые,
приятные, очаровательные, привлекательные, вызывающие желание,
соблазнительные. Какое бы удовольствие или радость ни возникали на
основе этих пяти составляющих чувственности, это чувственное
удовольствие.
И при этом монах, -- совершенно непривязанный к чувственности
(кама), непривязанный к неискусным качествам (акушала-дхамма), -- входит
и остается в первой дхьяне… Если, когда он пребывает там, его одолевает
внимание к восприятиям, связанным с чувственностью, это помеха для
него. Точно так же, как боль возникает как помеха для здорового
человека, точно так же внимание к связанным с чувственностью восприятиям
– это помеха для него. А Благословенный сказал, что любая помеха – это
страдание (дукха). Так что с помощью таких умозаключений можно понять,
насколько приятно Освобождение (нирвана).
Далее монах при этом… входит и пребывает во второй дхьяне… Если,
когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с
направленным мышлением, это помеха для него…
Далее монах при этом… входит и пребывает во третьей дхьяне… Если,
когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным
с восторгом, это помеха для него…
Далее монах при этом… входит и пребывает в четвертой дхьяне…
Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям,
связанным с беспристрастием, это помеха для него…
Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере бесконечности
пространства. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к
восприятиям, связанным с формой, это помеха для него…
Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере бесконечности
сознания. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к
восприятиям, связанным со сферой бесконечности пространства, это помеха
для него…
Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере отсутствия.
Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям,
связанным со сферой бесконечности сознания, это помеха для него…
Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере ни восприятия,
ни не-восприятия. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к
восприятиям, связанным со сферой бесконечности сознания, это помеха для
него… любая помеха – это страдание (дукха). Так что с помощью таких
умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (нирвана).
Далее монах при этом… входит и остается в прекращении восприятия
и чувства. И, когда он видит (это) с помощью распознавания, его пороки
(асава) полностью прекращаются. Так что с помощью таких умозаключений
можно понять, насколько приятно Освобождение (нирвана).
Источник: www.dharmawiki.ru
|