В одном интересном источнике нашел такую картину взаимодействия Сознания с окружающим Миром: (авторов намерено не привожу, так как передаю их концепцию "как_сам_понял", что может не соответствовать в полной степени авторской точке зрения).
Центральное Сознание человека, подобно матрешке, окружено прозрачными защитными сферами (экранами). Авторы концепции насчитали четыре сферы (экрана): 1. Первый экран, ближний, на котором происходят события с непосредственным "физическим" участием человека. Это то, что происходит ЛИЧНО СО МНОЙ. 2. Второй экран, на котором происходят события с близкими людьми. Это мои друзья, родственники, сотрудники и т.п. - люди, с которыми я ЛИЧНО СОПРИКАСАЮСЬ. 3. Третий экран, на котором происходят события со знакомыми или известными людьми, которых я воспринимаю как ПОДОБНЫЕ МНЕ ЛИЧНОСТИ. 4. Четвертый экран, дальний, на котором Сознание наблюдает все то, что происходит не с ним и его не касается. Это то, что происходит вообще НЕПОНЯТНО С КЕМ.
Так вот, авторы данной концепции нашли закономерность "продвижения идеи" внутри описанной "матрешки". Фактически они детализировали механизм "информационного метаболизма" или "информационной инвазии". Приводится пример: 1. На четвертом экране: человек узнает из новостей о происшедшей где-то с кем-тоавтомобильной аварии. Он не придает значения и пропускает информацию "мимо ушей". 2. На третьем экране: через небольшое время человек узнает, что в такую же аварию попалаизвестная личность. Он опять не придет значения сигналу и ничего не меняет в своем поведении. 3. На втором экране: в аварию попадает близкий друг. Это немного напугало человека, он осудил друга за невнимательность за рулем, но для себя снова выводов никаких не сделал. 4. На первом экране: в конце концов, пропустив все предостережения и не сделав никаких выводов, человек сам попадает в аварию. Точно так же, по мнению авторов концепции, через все экраны, в Сознание попадает любое новое явление, информация, факт или идея... Информация из разряда "объекта" превращается в "действующую силу", наделенную чертами "субъекта". Информационное поле "оживает", заселяясь подвижными "участниками", преследующими свои меркантильные цели - воплотиться, найти свое выражение, заполнить собой жизнь людей, распространиться как можно шире.
Вырисовывается стройная, вполне одухотворенная картина мира.Тем не менее, картина в таком разрезе остается слегка однобокой, не раскрывая всю сложность процессов ВНУТРЕННЕГО МИРА человека. Поэтому я бы дополнил картинку из "матрешек" еще несколькими слоями ВНУТРИ человека, которые зеркально отражали бы ВНЕШНИЕ экраны. Получилась бы немного иная картинка, объясняющая не только механизм внешней "информационной инвазии", но и механизм "вынашивания идеи" изнутри (творчество):
1. внешняя ОБЕЗЛИЧЕННАЯ среда (что-то происходит с кем-то, кого я не знаю и не различаю) 2. внешняя ЛИЧНОСТНАЯ среда (что-то происходит с кем-то конкретным, подобным мне) 3. внешняя БЛИЗКАЯ среда (что-то происходит совсем рядом, с близкими мне людьми) 4. моя ЛИЧНАЯ судьба (что-то происходит лично со мной) 5. внутреннее БЛИЗКОЕ пространство (ближний круг внутреннего мира, мои собственные планы, желания, проекты в действии, касающиеся конкретных близких людей и требующие согласования с ними, а также планы близких людей, принятые лично мной и ставшие моими) 6. внутреннее РАЗЛИЧИМОЕ пространство (идеи, понятия, законы, замыслы и проекты, хорошо понятные мне, составляющие четкую картину мира, но не касающиеся меня лично) 7. внутреннее НЕРАЗЛИЧИМОЕ пространство (непознанная часть внутреннего мира, идеи и понятия, которые не складываются в четкую картину мира, потому протекающие мимо Сознания, неразличимые явления, в которые можно только верить, но невозможно объяснить)
В такой универсальной "картинке" интересно определяется понятие "мир": получается, что это ОСТРОВОК СОГЛАСОВАННОСТИ с близкими людьми, подразумевающий наличие: - совместного поля проявления (общая площадка или предмет внешнего мира) - совместных планов, намерений (внутренняя близость) из такого "двойного согласия" рождаются "совместные действия" или "совместное бездействие" - в данном случае неважно, так как моя личная роль в сотворенном мною же мире может быть различная.
Таким образом, ТВОРЕНИЕ МИРОВ - есть процесс СОГЛАСОВАНИЯ с другими людьми намерений и действий на конкретных площадках, с конкретными предметами.
Не зря в русском языке слово "мир" имеет двойное значение: это и состояние отношений, и пространство проявления. Достигая "мира" с другими людьми, мы творим новые "миры"...
|