Кто Я?
Или ответ на поставленные вопросы:
1) Что
такое бог?
2) Как
соотносятся бог, вера и религия?
3) Зачем
вообще человеку вера, религия и бог?
Если задать себе
вопрос «кто Я?», то ответ, как ни странно, окажется не таким простым, как
кажется с точки зрения банальной эрудиции, но именно он непроизвольно даст
ответы на все вышеперечисленные вопросы относительно Бога, веры и религии.
Тело.
Первое, что
попадает на ум, - собственное тело.
Это вполне осязаемый биологический организм, обладающий понятными качествами,
возможностями и относительно легко познаваемый собственным умом.
Пока Я молод, и мне
интересно ощущать себя телом, оно продолжает выполнять для меня эту важную
роль. Вокруг себя Я вижу такие же тела, с такими же потребностями. Мыслей по
поводу происхождения окружающего мира у меня не много, потому представления о
Создателе, как правило, просты и материалистичны. В лучшем случае Бог похож на
меня, Он такой же «венец мироздания» только старше, в худшем случае я вообще не
верю в Бога. Я слишком занят удовлетворением своих физических потребностей,
чтобы заниматься философией и абстрактными понятиями, типа Бога, веры и
религии. Я живу ради себя, я уверен, что все вокруг такие же. Я ищу и нахожу,
как сделать себе приятно осязаемым образом. Я люблю свое тело, и мне приятно
находиться в физическом комфорте. В мире существует невообразимое количество
способов, как «порадовать» себя материально. Я люблю деньги, секс, вкусную
еду... Я верю в себя, до Бога мне дела нет. По сути, Я атеист.
Чувства.
Но с годами и с
неумолимой эволюцией удовлетворение потребностей тела перестает удовлетворять меня
самого. Возникает разрыв понимания – оказывается, что существует нечто более
тонкое, что обязательно необходимо мне для комфортного самоощущения, но что
никак не сводится к физиологическим потребностям.
Позитивные чувства,
любовь, доверие, дружба, взаимопонимание с другими людьми – это совсем не
физические потребности, но без них жизнь оказывается пустой и бессмысленной, а
присутствие негативных чувств и ощущение отчужденности ко всем вокруг превращает
повседневность в сплошное мучение.
Оказывается, что
Я – это какое-то тонкое чувственное
существо, у которого масса едва уловимых, но все же очень ощутимых
потребностей. Оказывается, что Я живу в Аду или в Раю, в зависимости от своего
эмоционального состояния. Добрые чувства создают внутри райское состояния, а
злые чувства вызывают адские муки. Физическое тело, при этом, всего лишь сосуд,
в котором мой Ад и Рай хранятся, оно перестает выполнять роль моего Я. Я больше
не физическое тело, Я теперь – мои чувства.
У меня
формируются новые представления о моей истинной природе, об окружающем мире,
людях и о Боге, который все это создал. Мне открывается, что вокруг меня живут
такие же чувственные сущства,
нуждающиеся в понимании, доверии, любви... Я учусь жить так, чтобы создавать
внутри себя Рай и избегать Ада. Я все больше задумываюсь о невидимых явлениях и
причинах, о «потустороннем» духовном мире, о Боге, создавшем такие разные миры
и состояния внутри меня. В моем представлении Бог оказывается Добром, создавшим
Рай и живущим там в вечности, а в моем Аду Я рисую себе Дьявола, вечно
противящегося доброму Богу. Мой внутренний мир разрывается между этими
крайностями, попадая то «туда», то «сюда».
Наблюдая
внимательно за своим внутренним состоянием, Я открываю для себя законы Божьи,
следуя которым можно наверняка избавиться от Зла и навеки связать себя с
Добром. Я ощущаю тонкий «магический» отклик невидимых добрых друзей, «ангелов»,
которые помогают мне в моей жизни, формируя те или иные добрые обстоятельства.
Моя вера от этого только крепчает. Я ощущаю, что вовлечен в настоящую игру
«добра» и «зла», происходящую внутри и снаружи меня, в видимом и невидимом
мирах.
Я радуюсь встрече
с единомышленниками, которые верят в те же невидимые ценности, потому охотно
дружу с ними. Так возникают религиозные
общины, активно пропагандирующие свой «образ жизни», свои «ценности» и свою
несложную «концепцию мироздания». Несложную, потому что все «сложности», как
правило, предлагается принять на веру, типа «так написано в Библии» или «это
слова самого Пророка». Я могу выбрать наиболее подходящую мне религию и
радостно влиться в ряды ее сторонников. Это делат меня относительно более счастливым
– мне помогают, меня любят, вокруг меня друзья. Я опять в комфорте, но уже в
более тонком - эмоциональном. Теперь Я
верующий.
Разум.
Мир давно заполнен
различными популярными «концепциями», в которые верит большинство эмоциональных
людей. В своих положительных чувствах верующие люди совсем не склонны
анализировать природу тех или иных религиозных постулатов, для них намного
важнее ощущать «родственных душ» рядом. Проходят века, а потребность быть в
кругу «своих» у людей не пропадает.
Пока
эмоциональный комфорт остается для меня главным, Я согласен «верить» во все, что мне его приносит.
Но так тоже происходит не вечно. Насытившись положительными чувствами и найдя
тонкое душевное равновесие, в котором эмоции навсегда становятся «добрыми», Я
не перестаю существовать. Моя жизнь продолжается, и я нахожу в себе еще более
тонкую потребность – я хочу «понимать»,
что вокруг меня происходит.
Я все чаще
задумываюсь: «во ЧТО я верю?», как
устроен тот «тонкий мир», в котором рождаются причины тех или иных событий в
моей жизни? У меня возникает новая потребность, новый дефицит, без удовлетворения
которого я опять теряю комфорт.
Чем чаще я задаю
себе эти вопросы, тем больше понимаю, что совсем не знаю природы невидимых
явлений, затрагивающих мою жизнь, влияющих на мою судьбу и создающих массу
далекоидущих следствий. И я нахожу новый способ достичь комфорта – я изучаю все
непонятное, наполняю свой разум
новой информацией, новыми концепциями и, в конце концов, выстраиваю свою
сосбтвенную уникальную «концепцию
мироздания». Только своя собственная «картинка» утоляет мой ментальный голод,
только прожитое и перевареное моим умом может впитаться в мою «картинку». Я
много читаю, много думаю о природе бытия, много общаюсь с такими же «искателями Истины».
И в конце концов,
мой труд оказывается увенчаным «идеальной концепцией». Я опять счастлив. Это не
значит, что я знаю все. Ведь чем больше знаешь, тем больше понимаешь, сколько
же еще остается непознанного. Но Я уже не просто «верующий», Я теперь
«искатель», и принимаю «на веру» только тщательно проверенные истины.
Иногда на этой
стадии Я опять возвращаюсь к материализму, но более тонкого, научного типа. Но
природная пытливость ума стремится к совершенству, что неизбежно разрушает
упрощенные схемы. Без единой центральной причины невозможно нарисовать
происхождение единого мира с таким разнообразием форм. Я пробую придумать
концепцию «большого взрыва», но это объясняет происхождение только материальной
части Вселенной, а всего многообразия внутренних миров это совсем не объясняет.
Тогда Я выбираю
продолжать верить в существование «Высшей силы», создавшей Вселенную. И поиск
этой «силы» становится моим новым наваждением.
Я опять в
дискомфорте – я хочу найти Бога.
Бог.
Мои представления
о Боге сложны и многогранны. Я не нашел Его «убежища» в этом мире, но нашел
тысячу Путей к Нему в тонких невидимых пространствах. Вокруг меня все чаще
появляются «верующие», готовые мне верить, и Я иногда помогаю им «стать на Путь
истинный». Иногда мне кажется, что Я сам готов создать свою религию. Но такая
идея меня не сильно вдохновляет, особенно глядя на печальные следствия
неудачных попыток других «умников» и «пророков».
Я много знаю и
много понимаю в устройстве Вселенной. Я знаю, что смогу, при желании, познать
любое явление или предмет. Но в Бога Я продолжаю «верить», так как «познать» Его
умом не получается никак.
Я могу попытаться
исключить из своей «картинки мира» такое явление, как «Бог», но это приводит к
внутренним логическим противоречиям всю систему. Без Бога система теряет смысл
своего существования, внутренний «цемент», скрепляющий радикальные противоположности
в единое Целое. Странно, что Вселенная продолжает существовать, если нет Того,
Кто поддерживает ее целостность. Чем больше я изучаю Вселенную, тем больше она
мне открывает свою «Божественность».
Куда бы ни
устремился мой ум, Я не нахожу никакого «Творца», а чем глубже Я проникаю в
природу вещей, тем яснее замечаю, что сам
создаю этот мир непроизвольно. Мои мысли, формируя те или иные мои
состояния, так или иначе, находят свой путь к воплощению. Мир вокруг, даже если
был немного иным, с моим появлением все больше становится таким, как я его вижу
и хочу видеть.
Если меняюсь Я, меняется вся Вселенная.
Одно мое
присутствие формирует обстоятельства в окружающем пространстве – все двигается
по «моим» правилам и исполняет «мои» законы. Даже в совершенно материалистичной
науке физике уже давно замечено, что явления в системе без «наблюдателя»
протекают иначе, чем в системе, где есть «наблюдатель». Само присутствие
«наблюдателя» магическим образом трансформирует систему.
В конце концов, Я
прозреваю, что мой мир создаю Я сам.
Оказывается, что Я и есть Бог.
Но ведь вокруг
полно таких же «Богов», кто же из нас истинный «Творец»?
Понимая сложность
и нердинарность такого откровения, Я ищу новые объяснения, выстраиваю новые
«концепции», в которых «Бог» творит Вселенную через своих «Сыновей», воплощаясь
в каждого из них Сам. Концепции выглядять все красивее, но «поймать Бога за
бороду» все равно не выходит.
Кто есть Бог,
остается тайной тайн.
Пустота.
Я понимаю, что
Бог спрятался внутри меня самого.
Пытаясь найти Его,
Я неизбежно задаю себе вопрос «кто Я?». И отбросив свои старые изжитые иллюзии,
что Я – это тело, и что Я – это чувства, я спрашиваю себя – «Я это мыслитель?».
И опять возникает дискомфорт – Я понимаю, что даже мой разум не есть мое
истинное Я. Я обращаю свой взгляд внутрь и встречаю там глубочайшую Пустоту.
Некий «Наблюдатель» смотрит на происходящее вокруг Него – на мысли, на чувства,
на физические явления...
Он никто. Он
просто «присутствует».
Мысли порождают
другие мысли, чувства порождают другие чувства, материальные явления перетекают
в другие материальные явления... Наблюдатель не принимает участия в этих
процессах. Он не совершает действий ни на одном из планов.
Если придумать
«другие», еще более тонкие планы, они тоже окажутся автономными и будут жить по
своим внутренним законам, а Наблюдатель будет продолжать наблюдать.
Вселенная
существует в совершенстве, не требующем вмешательства Творца.
Так существует ли
этот внутренний Творец в каждом из нас?
В это мы можем только «верить».
|